ПРЕДИСЛОВИЕ
|
3
|
Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ
|
7
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
7
|
§ 1. Возникновение языкознания
|
7
|
§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
|
11
|
§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
|
19
|
Выводы
|
19
|
Основная и дополнительная литература
|
21
|
Контрольные вопросы и задания
|
22
|
МОДУЛЬ 1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА
|
24
|
Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
|
24
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
24
|
§ 4. Критика биологической концепции языка
|
24
|
§ 5. Язык как общественное явление
|
26
|
§ 6. Функции языка
|
28
|
§ 7. Язык и мышление
|
30
|
§ 8. Язык и речь
|
32
|
Выводы
|
35
|
Основная и дополнительная литература
|
35
|
Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА
|
37
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
37
|
§ 9. Знаковая природа языка
|
37
|
§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы
|
41
|
§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц
|
45
|
Выводы
|
49
|
Основная и дополнительная литература
|
51
|
Контрольные вопросы и задания
|
51
|
МОДУЛЬ 2. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА
|
53
|
Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
|
53
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
53
|
§12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение
|
54
|
§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию
|
57
|
§14. Основные различия между гласными и согласными звуками
|
58
|
§15. Артикуляционная классификация согласных
|
58
|
§16. Артикуляционная классификация гласных
|
64
|
§17. Фонетическая транскрипция
|
65
|
§18. Фонетические процессы (явления)
|
68
|
§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы
|
71
|
§20. Правила выделения фонем
|
74
|
§21. Фонетическая транскрипция
|
75
|
§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика)
|
76
|
§23. Слог и слогоделение
|
78
|
§24. Речевой такт и ударение
|
80
|
§25. Фраза и интонация
|
82
|
Выводы
|
84
|
Основная и дополнительная литература
|
86
|
Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
|
87
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
87
|
§26. Лексикология, ее предмет и разделы
|
87
|
§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения
|
89
|
§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы
|
92
|
§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты
|
93
|
§30. Лексическое значение и понятие
|
95
|
§31. Внутренняя форма слова
|
97
|
§32. Этимология. Народная этимология
|
99
|
§33. Проблема системности в лексике
|
100
|
§34. Синонимы
|
102
|
§35. Антонимы
|
103
|
§36. Полисемия
|
105
|
§37. Омонимы
|
108
|
§38. Фразеология
|
110
|
Выводы
|
112
|
Основная и дополнительная литература
|
113
|
Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
|
114
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
114
|
§39. Вводные замечания
|
114
|
§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
|
116
|
§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
|
120
|
§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
|
122
|
§43. Способы словообразования
|
127
|
§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ
|
127
|
Выводы
|
130
|
Основная и дополнительная литература
|
132
|
Глава 7. ГРАММАТИКА
|
133
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
133
|
§45. Грамматический строй языка, его единицы
|
133
|
§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
|
134
|
§47. Грамматическая категория
|
138
|
§48. Части речи и члены предложения
|
139
|
§49. Словосочетание и предложение
|
144
|
Выводы
|
149
|
Основная и дополнительная литература
|
150
|
Контрольные вопросы и задания
|
151
|
МОДУЛЬ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
|
156
|
Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ
|
156
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
156
|
§50. Теории происхождения языка
|
156
|
§51. Процессы дивергенции и конвергенции
|
160
|
§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
|
162
|
§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
|
165
|
Выводы
|
166
|
Основная и дополнительная литература
|
167
|
Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
|
168
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
168
|
§54. Понятие структурного сходства
|
168
|
§55. Морфологическая классификация языков
|
170
|
§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие)
|
170
|
§57. Агглютинативные языки
|
172
|
§58. Флективные языки
|
173
|
§59. Полисинтетические языки
|
175
|
Выводы
|
177
|
Основная и дополнительная литература
|
178
|
Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
|
179
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
179
|
§60. Понятие языкового родства
|
179
|
§61. Сущность сравнительно – исторического метода
|
181
|
§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
|
183
|
§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские
|
184
|
Выводы
|
186
|
Основная и дополнительная литература
|
187
|
Глава 11. ПИСЬМО
|
189
|
Понятийно – терминологический аппарат
|
189
|
§64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма
|
189
|
§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
|
190
|
§66. Алфавит, графика, орфография
|
193
|
§67. Транскрипция и транслитерация
|
195
|
Выводы
|
195
|
Основная и дополнительная литература
|
196
|
Контрольные вопросы и задания
|
196
|
Методические рекомендации
|
198
|
Цитированная и отсылочная литература
|
210
|